23.01.2020
Юрий Москвин: “Успех фильма, как и его неудачи — это часть большого пути”

Расскажите нам пожалуйста немного о студии Wizart.

– Студия Wizart — одна из крупнейших студий анимационного кино в России, и создание мультфильмов — наша основная деятельность. Также наши проекты признаны самыми прибыльными российскими фильмами в зарубежном прокате — совокупный бокс-офис за пределами России превысил 80 млн долларов. Сегодня уровень развития производства вырос настолько, что мы пришли к необходимости разработки программного обеспечения для создания анимации. Мы считаем, что использование собственного софта поможет сэкономить и оптимизировать процесс копродакшена с другими студиями. Все наши новые проекты уже частично создаются на базе своего ПО.

Также Wizart работает над созданием Воронежского дома анимации, строительство которого начнется уже в 2020 году. Технопарк будет расположен в юго-западной части России. Здесь будет работать школа анимации для детей и образовательные курсы для взрослых, музей анимации, многочисленные творческие мастерские и творческие кластеры, которые дадут возможность начинающим аниматорам снимать авторское кино. Создание технопарка поддерживается лично губернатором Воронежской области и является важным шагом на пути развития региона и российской анимационной отрасли в целом.

Над какими мультфильмами вы работаете сейчас? Есть ли такие проекты, от которых вам пришлось отказаться / пришлось отложить. Если да, то почему?

– Сейчас мы активно работаем над сериалом “Снежная Королева: Хранители Чудес”, действия которого разворачиваются в той же вселенной, что и полные метры. Премьера на главном российском детском телеканале “Карусель” состоится в преддверии новогодних каникул. Первые эпизоды уже были успешно показаны в кинотеатрах, на диджитал-платформе и платном телевидении. Также у нас в разработке две новые полнометражные франшизы: “Гензель и Гретель” — наш первый проект, который производится совместно с американской продюсерской студией, инвестором и международным дистрибьютором QED Intl. Сотрудничество с этой компанией поможет нам выйти на рынок США — один из самых труднодоступных рынков для России, и тем самым увеличить глубину международного проката картины в сравнении даже с довольно успешной “Снежной Королевой”. Еще один полный метр — первый фильм из франшизы по произведениям Пушкина. Серию откроет анимационная адаптация поэмы “Руслан и Людмила”.

Не все из проектов, над которыми начинаем работу, доходят до этапа производства. В определенный момент мы понимаем, что разработка не подходит студии по стилистике или же у нас не хватает мощности, чтобы запустить его в работу конкретно в этот момент. Это естественная часть производственного процесса любой студии: таким образом накапливается большая библиотека концепций, часть из которых со временем может быть использована при создании нового проекта.

Расскажите, пожалуйста, про сам процесс создания продукта: от задумки нового проекта до реализации. Как разрабатываются персонажи, история, сценарий. Сколько человек работают над созданием полного метра? Как долго он готовится? Какой бюджет?

 

– Над всеми первоначальными этапами создания фильма — разработкой концепции, написанием сценария и дизайном персонажей — мы работаем самостоятельно. Далее к работе привлекают западных специалистов, чтобы сделать продукт, который поймут и примут западные зрители. Бюджет, тонкости разработки и команда каждого проекта индивидуальны. К примеру, над фильмом “Гензель и Гретель” сейчас трудятся больше 150 человек, не считая привлеченных специалистов на фрилансе. Без учета разработки концепции и сценария, работа над каждым проектом у Wizart занимает 2-2,5 года.

Франшизу про «Снежную королеву» называют самым успешным российским анимационным проектом. Как вы сами объясняете этот успех?

– Первая причина в том, что мы делали достаточно качественный интернациональный продукт. А вторая — надежные партнеры, которые помогают с продвижением фильма на каждой отдельной территории. Большинство наших дистрибуторов — постоянные партнеры Wizart, которые работают с нами уже не первый год. Но иногда, если есть возможность найти более сильного партнера, мы делаем выбор в его пользу. Мы тщательно следим за маркетинговой программой, дубляжом и лицензиями на всех территориях, и для нас важно сохранить имидж компании на высоком уровне вне зависимости от того, насколько широким будет прокат.

СМИ сообщали, что Wizart планирует отдать производство пятой части «Снежной королевы» в Китай, оставив за собой сценарий, раскадровку, творческий контроль? Это действительно так? С кем вы вообще сотрудничаете? Какие у вас планы по сотрудничеству с иностранными компаниями/ студиями?

– Относительно пятой части франшизы — сейчас мы занимаемся творческой частью и параллельно обсуждаем возможности для копродукции, этапы производства. Китай — непростой партнер. С одной стороны — это огромная территория и гигантское в сравнении с Россией количество производителей. С другой — государство жестко регламентирует все процедуры сотрудничества, их невозможно обойти. И как раз сейчас мы находимся на стадии обсуждения всех официальных и бюрократических деталей. Помимо полного метра мы также обсуждаем совместное производство сериала “Снежная Королева: Хранители Чудес”.

Отдельный вопрос про Францию — хотели бы вы сотрудничать с французскими компаниями? Представляли ли вы свои работы на фестивалях во Франции? Знают ли французы ваши мультфильмы?

В 2018 году права на показ “Снежная Королева — 3: Огонь и лед” приобрела компания Universal Pictures Video France, и кинопрокат нашей картины в стране стал просто небывалым прецедентом для российского кино. Мы собрали больше 2 млн долларов во время проката во Франции, продав более 240 тысяч билетов. После заметного успеха в прокате Universal Pictures подтвердил сделку о релизе четвертой части франшизы во Франции и ряде франкоязычных государств, при этом рекламный бюджет картины на этих территориях приблизился к одному миллиону евро.

Наш фильм “Волки и Овцы” был в конкурсной программе фестиваля в Анси в 2016 году. В целом, мы считаем очень успешным сотрудничество с Францией и были бы рады его продолжить в рамках других проектов. Это страна с прекрасной собственной школой анимации — весьма узнаваемой и любимой во всем мире — поэтому признание здесь для нас очень дорого.

По данным Счетной палаты, количество иностранных зрителей, посмотревших российские фильмы за рубежом, снизилось за 2017-2018 гг почти на 15% — до 8 млн человек. Однако ваш фильм «Снежная королева» прошел с огромным успехом в иностранном прокате. В связи с этим расскажите, как вообще российское кино продается за рубежом? Как ваша студия продвигает на международном рынке свои картины? Считаете ли вы, что продажей российского кино и мультфильмов на кинорынках можно и нужно заниматься эффективнее?

– Успех ”Снежной Королевы” в зарубежном прокате — результат долгой работы. От фильма к фильму мы стараемся улучшать качество изображения и анимации, сделать более интересной саму историю и раскрыть характеры персонажей. Успех фильма, как и его неудачи — это часть большого пути. Мы уделяем большое внимание маркетинговым программам за рубежом, трепетно относимся к выбору партнеров — это также играет большую роль в судьбе фильмов на различных территориях.

Помимо этого участвуем в профильных кинорынках, форумах, профессиональных питчингах. В последние годы Российский экспортный центр и Московский экспортный центр поддерживают развитие отечественной анимационной индустрии, что позволяет широко представлять фильмы на различных международных площадках. Поскольку при создании нового проекта мы всегда рассчитываем на зарубежные рынки, презентация проекта на зарубежных площадках на ранних этапах работы — важный шаг на пути к международному успеху проекта.

С какими проблемами российская анимация сталкивается сегодня? Финансирование, малое количество телевизионных площадок, низкая заинтересованность каналов в анимационном контенте, нехватка кадров и отсутствие целостной образовательной системы в области анимации… И с какими проблемами сталкивается студия Wizart?

– С каждой из названных проблем так или иначе сталкивается российская анимация.. На решение вопроса нехватки кадров направлена собственная школа анимации, которая есть у Wizart — если мы говорим о локальной проблеме студии, и в глобальном, общегосударственном плане — мы напрямую включились в разработку профессиональных стандартов, три из которых уже утверждены на государственном уровне. Один из них — “Специалист по визуализации анимационного кино” — был разработан непосредственно специалистами студии Wizart. Если говорить о нехватке площадок, то здесь есть только один секрет: нужно делать качественный контент и такая проблема не возникнет никогда. Сейчас мы активно развиваем новый сериал “Снежная Королева: Хранители Чудес” и у нас нет никаких проблем с площадками. Первые эпизоды были сразу приобретены главными детскими каналами страны и VOD площадками. А учитывая высокое качество контента — мы уверены в том, что на международной арене сериал также быстро найдет достойные каналы для трансляции.

Что вы могли бы предложить в качестве решения этих проблем (например, налоговая поддержка, увеличение госфинансирования, квотирование кинотеатров на показ отечественной анимации и т.д.)?

– На сегодняшний момент уже можно говорить о том, что государство повернулось лицом к индустрии: есть налоговые льготы (анимационная индустрия приравнена к IT), вышло постановление о рибейтах для иностранных компаний, планируются субсидии на продвижение, Фонд кино ежегодно поддерживает анимационные проекты. Делается все возможное для развития индустрии. Из того, что пока развито слабее — было бы здорово, если бы государство уделяло больше внимания продвижению российской анимации за рубежом. Это позволит привлечь больше коммерческих инвестиций, что будет естественным толчком к дальнейшему развитию отрасли.

Как бы вы охарактеризовали позиции России на международном рынке анимации? Почему мы не можем соперничать с Disney и Pixar?

 

– Российская анимационная отрасль очень молода — официальной точки отсчета нет, но принято считать, что она возникла одновременно с первыми коммерческими проектами, а это чуть больше 15 лет назад. К этому времени Disney и Pixar успели практически монополизировать дистрибуцию по всему миру. Сегодня с помощью сетей распространения они могут себе позволить увеличивать бюджеты своих проектов практически до бесконечности. Разница в бюджетах полнометражных фильмов этих компаний и российских производителей может доходить до 20 раз. Очень сложно конкурировать при таком финансовом разрыве. Но у Disney и Pixar было большое временное преимущество, и для российской анимации вопрос увеличения сети распространения и, как следствие, бюджетов — всего лишь вопрос времени. При этом я бы особенно отметил, что отечественная сериальная анимация уже выходит на конкурирующие позиции относительно мировых анимационных гигантов.

Вы могли бы выделить какие-то особенности российской мультипликации, отличающие ее от зарубежных школ?

– Российская анимация не стерильна. Мы много общаемся с коллегами из разных уголков мира и все они говорят о том, что в других странах имеются довольно жесткие требования к тому, как развивается мульт-история, как она будет выглядеть в финале. Нашей отличительной чертой в сравнении с ней как раз и является наша непосредственность. Вопреки тому, что индустрия относительно недавно начала свое становление, российская школа анимации существует более 100 лет: “Прекрасная Люканида”, первый российский анимационный фильм, был снят еще в 1912 году.